понедельник, 14 марта 2016 г.


Попытка Минкомсвязи обеспечить гражданам России право оперировать мобильными устройствами (телефонами, смартфонами, планшетами и другими) во всех сетях не увенчалась результатом – в обход актуального на текущий момент нормативного правового положения операторы продолжают блокировать («залочивать») значительную часть реализовываемых гаджетов.
Лимитирование на применение телефона либо другого устройства (абонентского терминала) в сетях соперников – общемировая практика. Так, в большей части городов Европы возможно приобрести даже самые продвинутые аппараты всего за 1 евро, но – в случае визирования долгосрочного договора на обслуживание. Кредитуя приобретение пользовательского оборудования, оператор блокирует возможность его применения в других сетях, а заказчиком может быть лишь гражданин подобающей страны. «Но франце – но смартфон», – корректно напомнили корреспонденту РАПСИ недавно в парижском салоне связи.
По требованиям трудящихся
Российские операторы заимствовали европейский опыт с началом введения брендовых аппаратов (производимых под марками «Билайн», «Мегафон» и «МТС»). В действительности значительно чаще это были простые аппараты (в большинстве случаев китайских неизвестных изготовителей) со особыми настройками. Продаются они, в большинстве случаев, по сокращённым стоимостям, а включаемые ограничения разъясняются интересами самих абонентов: «Версия программного обеспечения для устройства делается по нашим притязаниям, и в нее дополняются приложения либо добавочные сервисы, которые работают подобающим образом лишь в нашей сети, – свидетельствовали в пресс-службе ОАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка – «Билайн»). – В сетях иных операторов эти сервисы могут не функционировать либо работать некорректно, приводя к финансовым потерям абонента. К примеру, зашитый USSD-запрос баланса у другого оператора может оказаться подключением платной услуги. Поэтому исходя из этого мы перво-наперво настраиваем работу устройства лишь на сеть «Билайн».
Но госслужащие не оценили такую заботу о «благе покупателей» – год назад связное учреждение выступило с инициативой воспретить каждые ограничения на применение гаджетов. «В последние месяцы пользователи услуг подвижной радиотелефонной связи сталкиваются со случаями, когда приобретенные ими импортные абонентские терминалы не снабжают установление установленных стандартами соединений и передачи данных в ряде действующих в России сетей. В наивысшей степени возможной причиной аналогичных нарушений является преднамеренная блокировка на программном уровне», – свидетельствовали в Минкомсвязи.
В действительности неприятность «залочивания» стала в наивысшей степени актуальна еще весной 2014 года, когда в полной мере заработала операция переноса номера (mobile number portability – MNP). Всего, согласно данным полномочного оператора особой БД – ФГУП «Центральный НИИ связи», на текущий момент «мигрировало» уже 2,9 млн российских абонентов.
Товарный знак дороже правил
В целях предупреждения новых нарушений прав пользователей было решено обеспечить работу всех производимых на российских рынок устройств мобильной связи во всех подряд действующих в Российской Федерации сетях подобающих стандартов, в частности GSM-900/1800, UMTS (3G), LTE (4G) и других. Завизированный министром связи Российской Федерации Николаем Никифоровым приказ начал применяться 9 июня 2015 года. Он, например, обязал тестировать новые абонентские терминалы не менее чем в трех российских сетях различных организаций.
Но под различными предлогами операторы продолжают игнорировать эти притязания. «У абонента в любой момент есть право выбора: купить мобильное оборудование по особой цене на условиях маркетинговой акции с лимитированием доступа к сетям связи иных операторов, или похожее оборудование по обычной цене без таких ограничений», – разъяснили политику «Мегафона» в пресс-службе организации.
Растолковать правомерность деяний по блокированию устройств операторы не захотели. Так, пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина говорит, что «реализует абонентское оборудование, которое в соответствии с правилами прошло все установленные законом операции. Оборудование всецело отвечает притязаниям нормативно правовых юридических актов».
Действительно, пресс-служба никого из федеральных операторов не сумела представить декларацию соотношения – неукоснительный документ, без присутствия которого в всякой точке продажи воспрещена реализация любой аппаратуры связи. Не смотря на то, что, обойдя фирменные салоны в режиме Secret Shopper («загадочный приобретатель»), корреспонденту РАПСИ удалось получить пару таких документов.
Все они удостоверяют соотношение аппаратуры в частности и новому приказу связного учреждения. Но в действительности эти документы являются по сути фикцией. Так, со слов руководителя испытательной лаборатории «ЭРА» Юрия Зайцева, продемонстрированный пример абонентского терминала «МТС Smart Sprint 4» согласно с притязаниями Минкомсвязи пробежал все нужные тесты, в частности и опробования в сетях трех операторов сотовой связи – «МТС», «Билайн» и «Мегафон». «В случае, если производитель поменял ПО, он должен был произвести регистрацию новую декларацию о соотношении в Федеральном агентстве связи», – констатирует Зайцев.
Брак по любви
Помимо этого, сотовые организации «большой тройки» утверждают, что брендированные аппараты возможно разблокировать по первому притязанию покупателя. Действительно, каким образом это сделать, – за неделю ни один из операторов растолковать снова же не сумел.
А вот участники рынка сотового ретейлера полагают проблему блокировки преувеличенной. «Залочивание» – обычная практика, к тому же общемировая. Заказчик получает телефон по минимальной цене за то, что привязывает себя к оператору на конкретный период, – говорит управляющий филиалом организации «Евросеть» Денис Голещихин. – Наряду с этим устройство возможно «разлочить» по письменному притязанию владельца. Похожие устройства нишевые – часть их продаж на российском рынке ничтожно мала. Операторы в Российской Федерации «залочивают» лишь устройства, реализовываемые под собственным брендом, а главная причина приобретения – скорее лояльность к оператору связи, а уже позже невысокая цена. Вопрос блокировки работы устройства для пользователя не будет стоять остро , пока изготовители брендированных устройств не препятствуют праву выбора – купить устройство с привязкой к оператору либо без. Покупатель сам решает, желает ли он быть пользователем конкретного оператора, либо нет».
«Смартфоны, которые легально продемонстрированы в Российской Федерации, закупаются напрямую у изготовителя либо его представителя. Они отвечают притязаниям российского законодательства и могут работать в сетях иных операторов, – констатирует руководитель по местному формированию ритейлера «Связной» Денис Шейбаль. – Периодически разные организации проводят маркетинговые активности, в рамках коих предлагают устройства, имеющие ограничения доступа к сетям конкретных операторов связи. К примеру, при покупке такого гаджета заказчикам предлагается скидка на смартфон и время от времени бонус на услуги связи. Пользователь не только получает смартфон, но и может поближе познакомиться с возможностями оператора и решить, оперировать его услугами в последующем либо нет.
Часть устройств с лимитированием работы в сетях конкретных операторов связи несущественна. Помимо этого, что большая часть смартфонов и сотовых телефонов, продемонстрированных в Российской Федерации, работают с 2 SIM-картами, и пользователь может оперировать вторым слотом без каких-либо ограничений», – указывает Денис Шейбаль.

Помимо этого, в случае принятия занесённого в государственную думу проекта закона о увеличении мер по защите прав покупателей, приобретатель не подобающего притязаниям стандартов смартфона, планшета либо роутера сумеет легко стребовать «премию» в пятикратном размере его стоимости. Для защиты от таких исков операторам, наиболее вероятно, нужно будет отказаться от спорной практики.
Павел Нетупский, Петербург (специально для РАПСИ)

Комментариев нет:

Отправить комментарий